Архитектура городов Руси

Начало строительства в 1045 г. сыном Ярослава — Владимиром собора Софии в Новгороде — втором по значению городе Древнерусского государства — следует рассматривать как продолжение политики укрепления государственности и упрочения авторитета великого князя.

Каменный храм ставится в детинце, на месте сгоревшей дубовой Софии (989 г.) как княжеский и одновременно общегородской собор. Он закладывался, по-видимому, при участии княжеских зодчих из Киева. План Софии Новгородской во многом схож с планом Софии Киевской. Это тоже пятинефный крестово-купольный храм с широкими хорами и галереей (рис. 1), но эта схема, как бы подчиняясь принципам иерархии, упрощена. Собор имеет одну галерею и одну башню-лестницу, ведущую на хоры, вместо пяти апсид здесь три, ветви «креста» заканчиваются двухпролетной аркадой, а не трехпролетной, как в Киеве, и, наконец, София Новгородская увенчана всего пятью главами, а не тринадцатью. Последнее особенно показательно, ибо деревянная предшественница, согласно летописи, имела тринадцать «верхов».

Рис.1. Софийский собор (1045—1052 гг.) в Новгороде
а — южный фасад; б — поперечный разрез; в — план первого яруса (схема)

Основной объем Софии Новгородской воспринимается как единое целое, а не механическое объединение отдельных соподчиненных пространственных ячеек, как в Софии Киевской . Впечатлению единой массы способствует и компактное расположение глав. Большие плоскости стен, расчлененные сильно выступающими лопатками, напоминающими контрфорсы, маленькие проемы без обрамления, замкнутость галерей — придают зданию особую монументальность, вызывают ощущение необычной его мощи. И это не случайно: архитектура в камне запечатлевает, как и песни, эстетические идеалы народа. Зодчество Новгорода столь же лаконично, как и язык его летописей, так же непосредственно и выразительно, как и чистые яркие краски иконописи.

Рис.2. Софийский собор (2014 г.) в Новгороде

Образ градохранительницы Софии ассоциировался у новгородцев с самим городом: «кде святая София, ту Новгород»,— лапидарно пишет летописец. София Новгородская, несмотря на использование в качестве образца Софии Киевской, в результате воздействия местных эстетических традиций и природных условий приобрела образную индивидуальность и самобытность.

В середине XI в. Новгород представлял собой крупнейший торговый и культурный центр Древнерусского государства. Раскинувшиеся по обе стороны Волхова городские посады, густо заселенные торгово-ремесленным людом, оказывали влияние на культуру вольнолюбивого города, который уже к тому времени был менее зависим от великого князя, чем другие города.

Природа дала новгородским строителям не только дерево, но и удобный для обработки камень — известняк. За год до закладки Софии, в 1044 г., новгородцы начали возводить каменные стены и башни детинца. Скорее всего, часть мастеров, сооружавших «каменный город», приняла участие и в строительстве Софийского собора, продолжавшемся семь лет. Косвенным подтверждением этому служит своеобразие кладки стен Софии в Новгороде, в которой как бы сочетается техника чисто каменной и смешанной кладки.

Реставратор Г. М. Штендер писал, что «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зеленых и желтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству». Простые орнаментальные узоры из кирпича сосредоточены в наиболее композиционно важных местах: апсидах, барабанах и частично в лопатках. Декоративная кладка центральной апсиды, как бы сохранившая «почерк» киево-черниговских мастеров-каменщиков, дополнялась на северной и южной апсидах рисованными по обмазке красной краской «квадрами» (рис. 3).

Рис.3. Софийский собор в Новгороде
а — детали кладки центральной апсиды; б — детали кладки северной апсиды;
в — фрагмент лопатки

Живописный характер стен усиливался кирпичными арками, в которых, как и в Киеве, чередовались ряды кирпича на ребро в плоскости стены с рядами, утопленными в кладку. Ритм кирпичных полос на фоне затертых до блеска широких швов зрительно подчеркивал напряженность арочной перемычки, выразительность ее конструктивной формы.

К особенностям строительной техники Новгорода относится устройство необычных для других древнерусских городов свода в виде четверти цилиндра и свода треугольного очертания. Если последний, очевидно, был навеян формами деревянных двускатных покрытий, то свод, представлявший в разрезе четверть окружности, был достаточно распространен в романской архитектуре. Можно предположить, что новгородцы, имевшие широкие торговые связи с Прибалтийскими странами, творчески перерабатывали строительный опыт не только Киева и Византии, но и Западной Европы.

Интерьер Софии Новгородской тоже свидетельствует о самостоятельных путях освоения мастерами композиционных основ типа крестово-купольного храма. При общности основных принципов пространственной композиции наблюдаются отличия в деталях. Пространственные ячейки в Новгороде меньше, чем в Киеве, а толщина стен и столбов больше. Это создает впечатление меньшей целостности внутреннего пространства. Высота Софии Новгородской на два метра с небольшим превосходит Киевскую (28,5 м). Интерьер Софии в Новгороде лишен тематических мозаичных изображений, они заменены фресками, что снижает общую репрезентативность внутреннего пространства этого замечательного памятника архитектуры.

Современный вид собора — полностью побеленного, с надстроенной еще в XII в. галереей, растесанными окнами — все же дает некоторое представление о его первоначальном облике. Большой урон зданию нанесли фашисты: погибла уникальная фреска Вседержителя в центральном разрушенном и затем воссозданном куполе, пострадали и другие росписи.

Рис.4. План Софийского собора(1044-1066 гг.) в Полоцке

Между 1044 и 1066 г. возводится еще один Софийский собор в третьем важнейшем городе Древней Руси — Полоцке. Таким образом, в трех центрах формирования древнерусской культуры, сыгравших значительную роль в образовании единого государства, сооружаются соборы Софии, которые в эпоху аллегорических образов служили наглядными символами государственности и силы великого князя.

От собора Софии в Полоцке XI в. до наших дней дошли только апсиды, участки фундаментов и фрагменты внутренних столбов, а также отдельные противоречивые письменные сведения. Это был тоже пятинефный крестовокупольный храм с хорами и тремя апсидами, но без наружной галереи. Однако и полоцкие зодчие, подобно новгородским, внесли существенные изменения в каноническую структуру храма. В интерьере они выделили промежуточными столбами лишь южную и северную ветви подкупольного «креста» (рис.4), в силу чего пространство получило продольную ориентацию оси восток — запад. Ощущению вытянутости пространства, напоминающего базилику, способствуют дополнительные пространственные ячейки между апсидами и средокрестием. Некоторое представление о внешнем виде Софии Полоцкой дают фрагменты кладки апсид, выполненных в киевских традициях.

Несколько особняком от известных памятников первой половины XI в. стоит Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Этот древнейший после Десятинной церкви каменный храм (строительство началось около 1036 г.) возводился на средства князя черниговского и тмутараканского — Мстислава — сына Владимира.

План описываемого собора проще, чем его предшественников. Это прямоугольник, расчлененный столбами на три нефа, завершенные апсидами; с запада устроен нартекс, к которому с севера примыкает лестничная башня (рис.5) Вытянутость собора с востока на запад усиливается, как и в Софии Полоцкой, дополнительными столбами между алтарем и средокрестием, а также отсутствием галерей. Использование композиционной схемы, отличной от схемы Десятинной церкви, можно объяснить соперничеством Мстислава с Ярославом, которые после вооруженной борьбы поделили древнерусские земли: Мстислав стал княжить в Чернигове, а Ярослав — в Киеве. Возможно, здесь сказались также культурные связи с Болгарией, где купольная базилика была широко распространена. Особенно типологически близка Спасо-Преображенскому собору схема базилики Софии в болгарском городе Охриде (X в.), у которой к нартексу также пристроена башня.

Из летописи известно, что при жизни Мстислава стены собора были выведены в высоту «сколько можно, стоя на коне, достать рукою». Смерть Мстислава в 1036 г. прервала строительство храма. Черниговские земли вошли в состав единой Древнерусской державы. Поэтому, очевидно, в идеологически важную программу строительства на Киевской Руси входит и окончание Спасо-Преображенского собора в Чернигове.

Изображение
Рис.5.Cnaco-Преображенский собор (около 1036 г.) в Чернигове.
а — северный фасад (реконструкция А. А. Тица);
б — продольный разрез; в — план первого яруса
Рис.6.Cnaco-Преображенский собор в Чернигове.

В кладке верхней части собора заметен стиль киевских мастеров. Против внутренних столбов на фасадах выше ложной аркады выведены лопатки, которые, как и в Софии Киевской, имеют сложную расчлененную форму (рис. 5). Очень близки также завершения центральных барабанов с меандровым фризом и венцом полукружий. Несмотря на сходство в отдельных деталях с киевскими постройками, в целом Спасо-Преображенский собор представляет собой оригинальное произведение, не имеющее прямых аналогий

Трудно представить первоначальный облик одного из первенцев каменных храмов Руси, гордо возвышавшегося среди деревянной застройки детинца. Монументальность основного объема Спасо-Преображенского собора, его мощь подчеркивались окружавшими небольшими строениями. Увеличивала торжественную величавость храма и прижавшаяся к нему с южной стороны, подобно лестничной башне, маленькая церковь, выполнявшая функции крещальни. Она была пристроена несколько позже и как бы уравновешивала башню, придавала симметричность и ступенчатость композиции собора со стороны западного входа (рис. 5).

Спокойное пирамидальное развитие объемов в Софии Киевской уступило место более контрастной и динамичной устремленности масс вверх. Высота Спасо-Преображенского собора (30 м до замка купола) немного превышает высоту Софии в Киеве, но отношение высоты к ширине или длине храма резко отличается. Если в черниговском соборе ширина к высоте относится примерно как 3/4, то в киевском — около 2/1, т. е. в первом случае ширина меньше высоты, а во втором — почти в два раза больше.

В нижней части Спасо-Преображенского собора преобладает массивная глухая кладка, поверхность которой по мере ее подъема становится пластичнее; поверхности стен начинают дробиться и визуально как бы облегчаются, благодаря чему создавалось впечатление большой устойчивости сооружения, возникало ощущение нарастающей к низу нагрузки и напряжения воспринимающих ее стен. Сопоставление маленьких и больших ниш, своеобразный масштабный ряд, согласованный с размерами человека, как бы увеличивали высоту.

Особую роль в архитектурном образе Спасо-Преображенского собора играла кладка. Согласно общему тектоническому принципу, в цокольных участках стен посредством росписи имитировалась кладка из квадров, в средних участках ряды из камня перемежались с кирпичными, а в верхних использовался только кирпич. Отличительной чертой собора в Чернигове является обилие орнаментальных вставок из кирпича (рис. 6). Здесь и строгий меандровый фриз, и простейшие зигзаги, и кресты, и даже солярные (солнечные) знаки. Составляя органичное целое с конструкцией стены, эти декоративные детали не разрушали ее целостности и в то же время придавали нарядность наружной поверхности.

От внутренней отделки Спасо-Преображенского собора, былого великолепия его мраморных колонн, фресковых росписей, полов с мозаичной инкрустацией почти ничего не осталось. В настоящее время мы можем судить в основном о пространственной композиции интерьера. В нем господствует пространство среднего нефа, завершающееся куполом. Более простая схема этого собора не осталась одинокой, именно она получила дальнейшее развитие.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *